$ WDAY $, $ DATE $, $ TIME $
Приветствую Вас Гость |  
Меню сайта
Категории раздела
Консультации воспитателя Мучкиной Юлии Федоровна [72]
Консультации воспитателя Краснокутской Евгении Владимировны [89]
Консультации воспитателя Чигрик Елены Леонидовны [63]
Консультации воспитателя Дрожинской Марины Михайловны [63]
Консультации учителя - логопеда [35]
Консультации воспитателя Сажиной Ксении Юрьевны [44]
Консультации воспитателя Озерской Анастасии Александровны [28]
Консультации ПДО по изо Романовой Елены Александровны [24]
Консультации воспитателя Гудковой Елены Валерьевны [46]
Консультации воспитателя Монш Юлии Николаевны [63]
Консультации учителя-логопеда Паршаковой Анжелики Алексеевны [16]
Консультации воспитателя Пудаловой Екатерины Максимовны [17]
Консультации медсестры Ильиной Елены Николаевны [5]
Консультации учителя по ФИЗО Левашовой Аси Евгеньевны [6]
Консультации воспитателя Ванюковой Ксении Сергеевны [26]
Консультации учителя-логопеда Гудковой Елены Валерьевны [4]
Консультации воспитателя Климовой Юлии Сергеевне [12]
Консультации педагога-психолога Вороновой Татьяны Леонидовны [14]
Дети не птицы!
ГОСУСЛУГИ
  • ГОСУСЛУГИ
  • УО г. Кемерово
  • ВКонтакте
  • Одноклассники
  • МБОУ ДПО "НМЦ"
  • ВКонтакте
  • Одноклассники
  • Наш опрос
    Оцените мой сайт
    Всего ответов: 162
    Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0


    Главная » Статьи » Консультации учителя-логопеда Гудковой Елены Валерьевны

    «Игры и упражнения на обогащение словаря детей дошкольного возраста»

    «Игры и упражнения на обогащение словаря детей дошкольного возраста»

    Игра «Наоборот».

    Цель – упражнение в подборе антонимов (слов – неприятелей).

    Учитель говорит, что к нам пришёл в гости ослик. Он очень хороший, но вот в чём вся беда: он очень любит всё делать наоборот. Мама – ослица с ним совсем замучилась. Стала она думать, как же сделать его менее упрямым. Думала, думала, и придумала игру, которую назвала «Наоборот». Стали мама-ослица и ослик играть в эту игру и ослик стал не такой упрямый. Почему? Да потому что всё его упрямство во время игры уходило и больше не возвращалось. Он и вас решил научить этой игре. Далее учитель играет с детьми в игру «Наоборот»: кидает ребёнку мяч и называет слово, а ребёнок, поймавший мяч, должен сказать антоним этому слову (высокий – низкий) и бросить мяч учителю.

    Ещё при работе со словами – антонимами можно использовать стихотворение Д. Чиарди «Прощальная игра»:

    -Нам с тобой пришёл черёд

    -Сыграть в игру «Наоборот».

    -Скажу я слово «высоко», а ты ответишь … («низко»).

    -Скажу я слово «далеко», а ты ответишь … («близко»).

    -Скажу я слово «потолок», а ты ответишь («пол»).

    -Скажу я слово «потерял», а скажешь ты («нашёл»!

    -Скажу тебе я слово «трус», ответишь ты … («храбрец»).

    -Теперь «начало» я скажу – ну, отвечай, … («конец»).

    Игровое упражнение «Закончи фразу».

    Цель – развитие умения подбирать противоположные по смыслу слова (слова – неприятели).

    Учитель называет словосочетания, делая паузы. Ученик должен сказать слово, которое пропустил учитель, т. е. закончить фразу.

    -Сахар сладкий, а лимон … .

    -Луна видна ночью, а солнце … .

    -Огонь горячий, а лёд … .

    -Река широкая, а ручей … .

    -Камень тяжёлый, а пух … .

    Обыграть это можно следующим образом: учитель говорит, что наш знакомый Незнайка пошёл всё-таки учиться в школу. Там на уроке русского языка был диктант – дети писали под диктовку разные фразы. Но так как Незнайка очень невнимательный, он не успевал дописывать эти фразы до конца и получил плохую оценку. Учительница сказала, что если он исправит ошибки в диктанте, то она исправит ему плохую оценку. Давайте ему поможем.

    Игровое упражнение «Скажи по-другому».

    Цель – упражнение в подборе слов, близких по смыслу (слов – приятелей).

    Учитель говорит: «У одного мальчика сегодня плохое настроение. Какой мальчик сегодня? А как можно сказать то же самое, но другими словами? (печальный, расстроенный). Слова «печальный, грустный и расстроенный» - это слова – приятели.

    Почему он такой? Да потому что на улице идёт дождь, а мальчик идёт в школу.

    Какое слово повторилось два раза? (идёт)

    Что значит «дождь идёт»? Скажи по-другому.

    Что значит «мальчик идёт»? Скажи по-другому.

    Как можно сказать по-другому: весна идёт? (весна наступает).

    Далее даются аналогичные задания на следующие словосочетания:

    -Чистый воздух (свежий воздух).

    -Чистая вода (прозрачная вода).

    -Чистая посуда (вымытая посуда).

    -Самолёт сел (приземлился).

    -Солнце село (зашло).

    -Река бежит (течёт, струится).

    -Мальчик бежит (мчится, несётся).

    -Как сказать одним словом? Очень большой (громадный, огромный).

    очень маленький (малюсенький).

    Игра «Какой предмет?»

    Цель – развитие умения подбирать к слову – предмету как можно больше слов – признаков и правильно их согласовывать.

    Содержание игры заключается в следующем: учитель показывает картинку или предмет либо называет слово и задаёт вопрос: «Какой?» Затем участники игры по-очереди называют как можно больше признаков, соответствующих данному объекту. Выигрывает тот, кто назовёт больше признаков.

    Игра «Что бывает»?

    Цель – развитие умения соотносить слово – предмет со словом – признаком и правильно их согласовывать.

    Эта игра похожа на предыдущую. Отличие состоит в том, что к слову – признаку подбирается как можно больше слов – предметов.

    -Зелёный – помидор, крокодил, цвет, фрукт, …

    -красное – платье, яблоко, знамя, …

    "Подбери словечко"

    Цель: расширение словарного запаса, развитие умения согласовывать прилагательное с существительным.

    В эту игру можно играть с мячом, перекидывая, его друг другу.

    Про что можно сказать "свежий"… (воздух, огурец, хлеб, ветер); "старый"… (дом, пень, человек, ботинок); "свежая"… (булочка, новость, газета, скатерть); "старая"(мебель, сказка, книга, бабушка); "свежее"… (молоко, мясо, варенье); "старое"(кресло, сиденье, окно).

    "Скажи наоборот"

    Цель: расширение словаря антонимов.

    У этой игры есть два варианта. Первый вариант легче, так как ребёнок в своих ответах опирается не только на речь взрослого, но и на картинный материал. Второй сложнее, так как опора происходит только на речь взрослого.

    1. С опорой на картинки:

    Дедушка старый, а внук …

    Дерево высокое, а куст …

    Море глубокое, а ручеёк …

    Дорога широкая, а тропинка …

    Перо легкое, а гиря …

    Летом нужна летняя одежда, а зимой …

    2. Без опоры на картинки.

    Пирожное сладкое, а лекарство …

    Ночью темно, а днем …

    У волка хвост длинный, а у зайца …

    Хлеб мягкий, а сухарь …

    Чай горячий, а лед …

    Летом жарко, а зимой …

    "Кто кого обгонит?"

    Цель: формирование умения правильно согласовывать слова в предложении в винительном падеже.

    Для этой игры понадобятся картинки с изображением животных, транспорта, людей или насекомых. Всё зависит от Вашей фантазии.

    Показываем ребёнку две картинки и задаём вопрос: "Кто кого обгонит?"

    Заяц и черепаха… (Заяц обгонит черепаху).

    Гусеница и змея… (Змея обгонит гусеницу).

    Поезд и самолёт… (Самолёт обгонит поезд).

    Мотоцикл и велосипед… (Мотоцикл обгонит велосипед).

    Человек и машина… (Машина обгонит человека).

    "Мама потерялась"

    Цель: формирование умения правильно согласовывать слова в предложении в родительном падеже, развитие словаря, закрепление обобщающих понятий "Дикие животные" и "Домашние животные".

    В этой игре нам понадобятся картинки с изображением диких и домашних животных и их детёнышей. Детёныши потерялись, а мамы их ищут и никак не могут найти. Надо обязательно помочь мамам найти своих малышей.

    Пример: Корова ищет (телёнка). Вот телёнок.

    Лошадь ищет (жеребёнка).

    Свинья ищет (поросёнка).

    Собака ищет (щенка).

    Кошка ищет (котёнка).

    Коза ищет (козлёнка).

    Овца ищет (ягнёнка).

    Лисица ищет (лисёнка).

    Зайчиха ищет (зайчонка).

    Волчица ищет (волчонка).

    Ежиха ищет (ежонка).

    Медведица ищет (медвежонка).

    Белка ищет (бельчонка).

    "День рождения Мишутки"

    Цель: развитие умения правильно согласовывать существительные в дательном падеже.

    Для этой игры нам понадобятся картинки с изображением рыбы, моркови, грибов, зерна, травы, белки, лисы, зайца, ежа, курицы, коровы и медведя.

    Мишутка пригласил к себе на день рождения друзей. Гости ещё не пришли, но для них уже готово угощение. Попробуем угадать, кого же Мишутка ждёт в гости.

    Пример:

    Орехи - белке. Мишутка ждёт белку.

    Рыба … - Мишутка ждёт…

    Морковь … - Мишутка ждёт…

    Грибы … - Мишутка ждёт…

    Зерно … - Мишутка ждёт…

    Трава … - Мишутка

    Категория: Консультации учителя-логопеда Гудковой Елены Валерьевны | Добавил: detsad33-kem (2024-04-26)
    Просмотров: 12 | Рейтинг: 0.0/0
    Всего комментариев: 0
    avatar
    Вход на сайт
    Поиск
    Полезные ссылки
  • Министерство просвещения РФ
  • Министерство образования и науки Кузбасса
  • Управление образования АК
  • Портал Госуслуги
  • Всероссийская социальная сеть работников образования
  • Новостной образовательный реестр
  • Уполномоченный по правам ребенка в КО
  • Федеральный портал "Российское образование"
  • Единое окно доступа к образовательным ресурсам
  • Единая коллекция ЦОР
  • Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов
  • Социальная сеть работников образования
  • Для Вас родители!

    Жалобы на всё
    Не убран снег,
    яма на дороге,
    не горит фонарь?
    Столкнулись с проблемой — сообщите о ней!
    Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение № 33 г. Кемерово © 2024uCoz